Рецензия

на роман Павла Титова «Арктика»

(выдержка)

Данный роман объемом 11 авт. л. написан в духе классической авантюрно-приключенческой научной фантастики (ближайшие аналоги – лучшие произведения Г. Гаррисона, К. Саймака, Р. Шекли, Ф. Саберхагена, Р. Хайнлайна) и имеет сюжетные параллели с культовыми фантастическими кинофильмами «Матрица» и «Экзистенция».

Действие происходит в неопределенно далеком будущем. Идет жестокая война между человечеством и империей киборгов, созданных людьми по собственному образу и подобию, но наделенных огромной физической силой, выносливостью, знаниями, безжалостных и практически бессмертных. Группа киборгов-мародеров, возглавляемая неким СКАЗИ, уничтожает население крошечной земледельческой колонии и захватывает в плен единственного выжившего местного жителя АРКТИКУ, на глазах у которого погибли его жена и сын. Поведением, именами и лексиконом киборги напоминают чикагских гангстеров 30-х годов, но написано это технично, не раздражает и довольно органично ложится в общую канву повествования, придавая произведению оттенок черного юмора. Киборги используют пленного в качестве своеобразного «наркотика», отсасывая из него эмоции и энергетически истощая его (автор приводит интересную аналогию «насилуют»).

Мародеры прибывают на планету киборгов Ялмез. Узнав, что Арктика находится на последней стадии истощения, его хозяева начинают ухаживать за ним, ибо люди-рабы на Ялмезе очень редки и дороги. Киборги кормят его, играют с ним, водят на прогулки и в бар – другими словами, делают все для поддержания его бесперебойной жизнедеятельности (как они понимают). Постепенно добродушный и любознательный Арктика налаживает «человеческий», если можно так выразиться, контакт со своими мучителями, они начинают относиться к его чувствам и эмоциям не только с утилитарной точки зрения. Арктика как бы обучает киборгов человеческим чувствам, «очеловечивает» их.

Во время похода в бар Арктику едва не убивает киборг ХОСТА, ветеран, переживший страшную битву с людьми и восстановленный буквально по кусочкам. Однако ему становится стыдно, когда Арктика рассказывает свою историю. Неуравновешенный хоста, повышенная эмоциональность которого обусловлена ошибками в конструкции, привязывается к Арктике и становится его близким другом.

Волею судеб Арктика оказывается в эпицентре гангстерских разборок и попадает в руки клана, к которому принадлежит Хоста. Киборг похищает Арктику у бывшего босса, тем самым отрезая себе все пути к возвращению, и вместе с ним бежит с Ялмеза на разумном космическом корабле БОАТЕ.

Арктика во что бы то ни стало стремится добраться до Земли, где живут другие люди. Однако там произошла техническая и биологическая революция, в результате которой человечество превратилось в сборище физически и морально уродливых, хотя и могущественных карликов с гипертрофированным мозгом, постоянно пребывающих в виртуальном мире и играющих там в компьютерные игры. Один из таких уродцев порабощает разум Арктики и пытается «играть» с ним, не обращая внимания на то, что причиняет ему невыносимые страдания. Однако «очеловечившийся» Хоста и дружелюбный Боат спасают Арктику из виртуального мира. Киборги оказываются человечнее, гуманнее спесивых «хозяев природы». Арктика начинает понимать, что вовсе не киборги развязали кровопролитную войну, они были всего лишь игрушками, в которые играли куда более жестокие и неуязвимые земляне, способные покидать свои тела и восстанавливать свое сознание на молекулярном уровне.

В схватке с земным кораблем погибает Боат. Арктика ждет неминуемой смерти, однако выясняется, что пока еще не все люди разложились морально. Захватившая его девушка РИЦА, тронутая его тоской по родным, предлагает ему сеанс игры в глобальном информационном пространстве с тем, чтобы переиграть сложившуюся на его родине ситуацию и сохранить жену и ребенка хотя бы в смоделированном мире. После многократных бесплодных попыток Арктике удается выбрать такой вариант событий, при котором его близкие остаются живы, а сам он становится адмиралом звездного флота. Постепенно земляне заинтересовываются его игрой и присоединяются к ней, все человечество играет в придуманный Арктикой мир. Война с киборгами затухает, и те также присоединяются к игре, в том числе Хоста и члены Банды Скази, ставшие добрыми друзьями Арктики.

Сюжет снова делает крутой поворот: Арктика просыпается в России недалекого будущего. Оказывается, все невероятные события, произошедшие с ним за последние 14 лет – лишь экспериментальная виртуальная компьютерная игра, разработанная его другом. По сравнению с только что пережитым его окружает серая действительность, серые, как ему кажется, люди с серыми мыслями, чувствами и эмоциями. Сам Арктика (теперь его зовут АНТОН) в реальности выглядит чрезвычайно неприглядным субъектом с повадками старого наркомана, только его страсть – не героин, а компьютерные игры. Антон напоминает уродливых, замкнутых на себе карликов-землян из игры, ему противно все вокруг, он противен сам себе. Поссорившись с подругой РИТОЙ, Антон возвращается в виртуальную реальность. Здесь он стирает все коды доступа к своему сознанию, отрезая себе таким образом путь к возвращению, но погибает в случайной звездной катастрофе. К счастью, Рита успевает разблокировать игру, но возникшая перегрузка намертво впечатывает в мозг Антона сознание Арктики. Из капризного и сварливого наркомана Антон превращается в Арктику – мужественного и добродушного человека с непосредственным взглядом на жизнь, и рядом с ним расцветает замученная Антоном Рита, в которой Арктика видит свою жену.


Роман написан грамотно и остроумно, ясным, доступным, живым языком. Автор увлекательно подает материал, развитие сюжета жгуче интересно, главные герои написаны очень ярко и выпукло, речь каждого из них вполне соответствует тем жизненным позициям и социальному положению, которые они занимают. В произведении практически отсутствуют лишние персонажи, каждое действующее лицо выполняет свою сюжетную либо эмоциональную функцию. Автор проявил богатую фантазию в увлекательном описании технологий и способов ведения войн будущего, нестандартных ситуаций, в которые попадают персонажи. Роман весь пропитан остроумным и ненавязчивым юмором (порой черным, но не слишком циничным), однако в печальных эпизодах автор умеет сохранять серьезность. Поначалу остросюжетно-развлекательный, к финалу роман заставляет читателя задуматься, но заканчивается счастливым исходом. Это довольно хорошая и крепкая литература. По изложению и атмосфере роман весьма напоминает серию о Драконе П. Шумилова и легендарный сериал Ф. Саберхагена «Берсеркер». Полагаю, он смог бы заинтересовать самую широкую аудиторию любителей боевой и научной фантастики.

К недостаткам романа можно отнести некоторую эклектичность сюжета, которая, впрочем, не очень сильно влияет на восприятие произведения, а также длинноты в середине романа, которые можно убрать авторской или редакторской правкой-сокращением.

Мельник В.И., 11.05.2000